Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к психологу? И да, и нет. А зря… Сегодня психологи вошли в нашу жизнь во всех сферах дейятельности, есть они и в школах, но многие до сих пор не понимают, зачем он нужен и чем может помочь. 

Татьяна Пархоменко - педагог-психолог в СОШ № 2. Свою работу она считает истинным призванием. В свое время окончила ленинградский педагогический колледж, получив квалификацию социального педагога. Позже повысила уровень знаний в Ростовском государственном университете по специальности «социальный работник». Будучи заместителем директора по воспитательной работе в СОШ № 4, приходилось все время заниматься рутиной, но это не то, чего хотело сердце. И три года назад прошла профессиональную переподготовку в краевом институте развития образования, получив желанную специализацию школьного психолога.

- Для меня психолог - как проводник человека по тропинкам его судьбы, тот, кто помогает сделать жизнь гармоничнее и счастливее. Важно быть здоровым не только физически, но и морально, - считает Татьяна.

В этом году она принимала участие в краевом конкурсе «Педагог - психолог Кубани 2020». И вошла в число 15 лучших. Получила много положительных эмоций и бесценный опыт, а также огромный багаж знаний, который активно применяет на практике. 

- С какими проблемами сегодня чаще обращаются?

- Самые частые вопросы от подростков и их родителей - это саморазвитие, преодоление кризисных периодов, часто приходится решать конфликтные ситуации, а также работать с повышенной тревожностью. 

- Как влияет на людей интернет, постоянный контакт с гаджетами? 

- Если говорить о психологическом здоровье, то из-за смартфонов и планшетов сокращается в разы живое общение. У школьников нередко отмечается повышение тревожности. Это все, безусловно, влияет на снижение успеваемости и активность. Уменьшаются познавательные процессы, становится тяжело адаптироваться в новых условиях. Также гаджеты часто становятся причиной конфликтов в семье. 

- В чем различия подхода к детям разных возрастов?

- Психолог в своей работе обязан учитывать возрастные особенности детей, но, по моему мнению, это не самое важное, на что следует обращать внимание. Главное - услышать ребенка и оказать помощь. Например, проработать проблему с дошколенком или с учеником младших классов в игровой форме, а с учеником старше либо подростком необходимо выстроить доверительные отношения.

- Вы помогаете школьникам определиться с будущей профессии?

- Да, это одна из задач моей работы. Я веду курс для 9-х классов под названием «Человек и профессия». Также провожу диагностику склонностей и интересов учащихся        7-8 классов, консультирую и родителей по вопросам профориентации. Следует отметить, что за последние годы число выпускников, которые не знают, куда поступать и чем вообще заниматься после школы, значительно снизилось.

- Как помочь ребенку сосредоточиться на занятиях?

- Во-первых, сократить время использования гаджетов. Концентрация внимания снижается, когда устает мозг. Ребенку, которому трудно сосредоточиться на занятиях, нужен регулярный отдых. Соблюдать режим сна - не менее 8,5 часов, часто гулять на свежем воздухе. Немаловажно пересмотреть меню. Приемы пищи должны быть регулярными от 3-х до  5-ти раз в день, а рацион богат белком и необходимыми витаминами. Еще одна причина - отсутствие интереса к заданию, каждый урок должен быть занимательным. При изучении упражнений можно использовать различные формы подачи: видеоуроки, обсуждения и викторины. Родителям не нужно предъявлять к своим детям завышенных требований. Очень важно хвалить за большие и маленькие победы.

- Какую работу вы ведете с учениками выпускных классов, которые тревожатся перед экзаменами? Как помогаете им побороть страхи?

- В каждой школе психоэмоциональное состояние выпускников перед сдачей экзаменов отслеживается. В классах детей обучаем методам, которые помогут снять напряжение. Рассказываем родителям о способах оказания помощи своим детям на этапе подготовки к экзамену. После диагностики, если у кого-то из учеников была выявлена высокая тревожность, я провожу индивидуальные занятия с ними и консультации с их родителями. Использую при этом  различные расслабляющие практики. Например, песочная  и арт-терапии, а также с помощью легкой музыки  настраиваю на спокойный лад.  

- Что делать, если ребенок совсем не хочет  учиться?

- Для начала нужно найти и устранить причину, а их может быть много: состояние здоровья, завышенные требования родителей, конфликт с учителем, некомфортно находиться с одноклассниками… В учебе, как и в любом деле, главное - мотивация.

- Как справляться с агрессией ребенка?

- Следует разобраться, агрессия это или повод привлечь к себе внимание. Если ребенок настроен враждебно, то нужно научить его правильному выплеску и контролю эмоций, устранить раздражающий фактор. Родителям необходимо чаще разговаривать и спрашивать о том, что беспокоит. Повышать самооценку  ребёнка: хвалить за его «сильные» стороны, подчеркивать достоинства и свести к минимуму критику.

- Как справится с собственным раздражением?

- Позволяйте себе отдыхать, не исключайте совместный отдых с семьей, не стоит никуда торопиться. Важно при разговоре с ребенком смотреть ему в глаза. Необходимо снизить планку требований как к себе, так и к детям.

 

- Как не испытывать чувство вины, если мало времени родители проводят с ребенком?

- Каждый родитель занимается воспитанием детей даже тогда, когда его нет дома. Если не получается находиться рядом, просто дайте ребенку понять, что он - это самое важное в вашей жизни и вы его любите. Это можно сделать через смс или звонок, бутерброд на завтрак, любимые конфеты к чаю, поцелуй на ночь. На это всегда есть время. И самое главное - не испытывать чувство вины. Вы много сделали для своего ребенка, подарив ему жизнь, а если еще и задумываетесь о том, что мало времени уделяете ему, то вы уже хороший родитель.

- Нужно ли помогать детям с уроками?

- Помогать детям необходимо всегда, если они вас об этом просят, но не нужно лишать самостоятельности и все делать за них.

- Как привить детям самостоятельность?

- Просто не лишать их возможности делать что-то самим и не препятствовать. Самостоятельность - это важный процесс развития ребенка с первого года жизни. Будьте уверенны в нем, не лишайте поддержки. Ни в коем случае не ругайте за неудачи, наоборот, помогайте исправить их. Не запрещайте высказывать свое мнение. Давайте больше ответственности за свои поступки и действия.

- Что делать, если ребенок обманывает и игнорирует просьбы родителей?

- Детская ложь зачастую имеет под собой основания. У нее есть определенная цель, которую преследует ребёнок. Это может быть  

- склонность к фантазии,

- ложь из-за страха, для избежания наказания,

- как способ достижения каких-либо материальных благ.

Надо ощущать грань, когда обман приносит вред. До 5 лет малыши не могут отделять, где правда, а где ложь. А вот когда ребенок в возрасте 7-8 лет обманывает, на это стоит обратить пристальное внимание и не упустить момент. Поговорите с ним и дайте четко понять, что ваша любовь не связана с оценками в дневнике. Самый сложный период для воспитания честности в ребенке - это подростковый возраст. Здесь ложь тесно связана с критическим уровнем доверия в семье, а также может быть следствием строго воспитания. Подросток ощущает грань между правдой и обманом и врет уже осознанно, преследуя определённую цель. Причин также может быть много: нехватка внимания, самоутверждение, страх перед унижением, защита личных границ… Тут огромную роль играет контроль. Но нужно не перегибать палку. Нередко родители сами провоцируют своих детей на ложь. Например, излишняя критика, чрезмерная строгость, ограничение на проявление эмоций, игра с чувствами ребенка. Следует понять причину и проанализировать свое поведение. Избегать строгих наказаний, а объяснить, что тем самым ребенок теряет самое ценное - доверие родителей.

- Как помочь ребенку, который подвергся травле сверстников? Как это выявить и что делать родителям в таких ситуациях?

- Буллинг - это действительно распространенное и не новое явление среди школьников. Выявляется оно зачастую классным руководителем. Грамотный педагог не пропустит эту ситуацию. Травле подвергаются чаще всего дети, которые не умеют постоять за себя, не самостоятельные, те, над которыми родители ведут гиперопеку. Первое, что я проговариваю в каждом классе и каждому школьнику, - «не молчать». О том, что ученика обижают, должны знать родители и педагоги. Родителям необходимо тесно работать с учителями для того, чтобы подобных ситуаций не возникало. Искоренить это возможно, только воспитывая морально здоровое общество.

- Кому проще помочь, тем, кто моложе или тем, кто старше? Почему?

- Проще помочь тому, кто готов принять помощь. Возраст здесь не имеет значения.

- Почему многие боятся идти к психологу?

 - Человеку свойственно хранить скелетов у себя в шкафу. Страх - это нормально. Но страхи нужно уметь преодолевать, они мешают развитию.

- Как часто и в какие моменты нужно посещать психолога?

- Когда этого требует эмоциональное состояние.

- Как реагировать на хамство?

- Лично я реагирую улыбкой. И вам советую отвечать так же.

- Как научиться не застревать в страхах, а, напротив, участвовать в движении жизни?

- Это большая работа над собой. Главное - иметь огромное желание двигаться вперед, и тогда от страхов не останется и следа.

 

Поздравляю всех коллег с профессиональным праздником! Желаю гармонии в жизни и на работе, ведь мы необходимы обществу! Благодарю тех, кто причастен к выбору мной этой непростой, но любимой профессии, помогал и помогает в работе: Людмилу Михайловну Криворотенко – моего школьного психолога, Наталью Рубеновну Ольховскую – коллегу, на которую всегда ровняюсь, Светлану Ивановну Семинаку – педагога с большой буквы, который поверил и продолжает верить в меня. 

 

Архив новостей
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
На Апрель
1
– День смеха
2
– Международный день детской книги
6
210 лет со дня рождения Александра Ивановича Герцена (1812-1870), русского писателя, философа, общественного деятеля
7
– Всемирный день здоровья, День косметолога
8
– День сотрудников военных комиссариатов
11
– Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
12
– День космонавтики
13
– День мецената и благотворителя России
17
– День ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск
18
– Международный день памятников и исторических мест
19
День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи
20
– День донора России
21
– День местного самоуправления, День главного бухгалтера в России
22
– Международный день Матери-Земли
23
– Всемирный день книги
26
– День реабилитации кубанского казачества, День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
28
- Всемирный день охраны труда, День работников скорой медицинской помощи
29
- Международный день танца
30
- День пожарной охраны, Международный день ветеринарного врача
30 лет со времен создания краевой «Книги Памяти»

Православный календарь

1
– праздник Смоленской иконы Божией матери «Умиление»
4
- праздник иконы Божией матери «Изборская»
7
- Благовещение Пресвятой Богородицы
16
– Лазарева суббота
17
– Вербное воскресенье
21
– Чистый четверг
22
– Страстная пятница
23
– Великая суббота
24
- Пасха
Погода
Староминская 
Реклама