Районная газета «Степная новь» неоднократно печатала очерки о наших замечательных земляках, прославивших свою малую родину ударным трудом. Братья Петр и Николай Чумак из когорты достойных людей, оставивших заметный след на родной земле.

 

Пусть светлая память о них останется в душах знавших их на долгие годы.

 

Когда Петр Чумак в сорок шестом получил первый орден «Трудового Красного Знамени», младшему, Николаю, хотелось тогда доказать всем, что он тоже многое сможет. Так это негласное соперничество между двумя оставшимися в живых братьями Чумак продолжалось всю жизнь. Николай пошел по военной стезе, дослужился до полковника, а Петр стал четырежды орденоносцем, совершая ежедневный подвиг на хлебной ниве. А еще двух родных людей объединяла огромная братская любовь.

 

 

ТАК ЭТО БЫЛО

 

Ту радость, что испытали Петр и Николай в 1935 году, когда встретились наконец-то после долгой разлуки в Карагандинской области, словами трудно передать. Для этого надо вспомнить события страшного 33-го года. Станица Уманская, не сдавшая план хлебопоставки государству, была занесена на «Черную доску», а это значило, что население, объявленное саботажниками и врагами народа, полностью подлежало выселению. И новая власть с рвением принялась за выполнение постановления. Петра, приехавшего на выходной к родителям из Батайска, схватили прямо на улице. 7 января, на Рождество, на промерзшей станции Уманская их погрузили в вагоны и повезли в неизвестном направлении.

 

В страшной тесноте, где негде было сесть, они ехали через всю Россию. Восемнадцатилетний Петр, чье сознание на пятый день пути туманилось от голода, задавал себе один и тот же вопрос: за что? Как ни напрягал он свою память, не мог припомнить ни одного проступка, за который бы последовало такое жестокое наказание.

 

Дарью Афанасьевну Чумак вместе с маленьким Колькой подвезли на станцию Уманская несколько дней спустя. Она была в полном неведении о судьбе старшего сына Петра, и это причиняло гораздо большую боль, чем голод и холод. Ее мать каким-то чудом смогла подбросить дочке в оцепленный чекистами вагон овечий тулуп. Он спасал от лютого холода, когда ехали в промозглом телячьем вагоне, продуваемом ледяными северными ветрами, и когда репрессированных выгрузили на тридцатиградусный мороз в Казахстане.

 

 

ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА

 

Когда Дарья Афанасьевна свалилась от тифа и восьмилетний Колька остался совсем один – тулуп вдруг исчез. И это стало для мальчика настоящей трагедией. Но они выжили вопреки всему. И мать, и Петр не прекращали поиск друг друга, и летом 35-го года Кольку с матерью через комендатуру перевели в Акмольский район Карагандинской области, где их ждал Петр. Полтора года неизвестности о судьбе друг друга закончились, и все были несказанно счастливы. Петр работал в МТС и получил первую в своей жизни премию – отрез на костюм. Получал и зерно, и Дарья Афанасьевна принялась за любимое дело - выпечку. Теперь они уже не голодали, но по-прежнему оставались врагами народа.

 

 

ХЛЕБНЫЙ ФРОНТ

 

В тридцать восьмом у комбайнера Петра Корнеевича были лучшие показатели по области. Пришел для него и вызов на ВДНХ в Москву. Но так как паспорта у репрессированного не было, на выставку поехал другой.

 

Староминчанка Аня приехала в Акмолинский район и получила работу в органах МВД. С подружкой пошли в парк, пока выгружали оборудование, и там неожиданно встретились с Петром. Любовь между врагом народа и сотрудницей органов крепла. Ни запреты, ни убеждения вышестоящего начальства не помогли. Сразу же после бракосочетания Анну уволили.

 

А тем временем началась война. Петр просился на фронт, но статус неблагонадежного помешал и здесь. Ему сказали, что у него свой фронт, хлебный, и он должен работать с такой отдачей, как в бою с фашистами. И Петр работал. В сорок третьем Николай с последним призывом ушел на фронт. После войны и срочной службы младший принимает решения остаться в армии. Учеба в пехотном училище, курсы, и Николай Корнеевич в звании мл. лейтенанта служит в Термезе Узбекской ССР.

 

 

ВСТРЕЧИ И РАЗЛУКИ

 

В сорок восьмом, когда вышла амнистия, Дарья Афанасьевна с Петром, его женой Анной и двумя внуками вернулись на Кубань, в станицу Староминскую. На заработанные тяжелым трудом деньги купили домик напротив семьи Радченко, с которыми подружились еще в Уманской. Так что в долгожданный отпуск Николай приехал уже в Староминскую, встретился с братом и его семьей. Мать и невесту ему подыскала, красивую и работящую дивчину Аллу Радченко.

 

В сорок девятом Николай увозит молодую жену в Термез, заранее предупредив, что условий для жизни никаких, живет в одной комнате с хозяйкой, а на улице 60-ти градусная жара. Но Аллу это не пугает. Лишь бы муж был надежным, а бытовые трудности преодолимы.

 

Петр Корнеевич, вернувшийся из Казахстана с двумя орденами «Трудового Красного Знамени», устраивается в Староминскую МТС комбайнером. И здесь он трудится так, словно воюет с врагом. В 1951 году за высокие производственные показатели ему вручают третий орден, а год спустя Петр Чумак награждается четвертым орденом «Трудового Красного Знамени».

 

Все лето он работал на станичных полях, в августе его отправляли в Воронежскую область, а потом - в Казахстан. Зато как радостно было встретиться после долгой разлуки снова всей семьей. Младшая, родившаяся уже здесь Люба бросалась отцу на шею, а старшие сыновья, Валерий и Владимир, здоровались по-мужски. Приезжал он с подарками, хорошей зарплатой. Только осенью появлялось время поговорить по телефону с братом, написать письмо.

 

 

ТРУДНОСТИ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Николай уже знал, как трудна для кубанца служба в самой жаркой точке Узбекистана, а Алле еще предстояло это узнать. По всему Термезу были прорыты арыки, из которых поливали огороды, поля. Николай же после работы влезал по шею в вырытую к арыку яму и пару часов стоял в воде, пытаясь охладиться. Алла только рано утром выходила по каким-то делам, а весь день пряталась в тень, так как ноги обжигало песком. Если ей надо было сварить яйцо, она на несколько минут закапывала его в песок. От жары на время спасала мокрая простыня, но уже через минуты она высыхала, и приходилось процедуру начинать заново. А когда пришло время рожать, мужа рядом не оказалось, и женщине пришлось семь километров идти пешком до населенного пункта, где был роддом. Они не успевали еще обжиться в одном месте - их переводили в другое. Дали комнату в общежитии. Собрали по этажу две солдатские кровати, небольшой столик. Вот и вся обстановка.

 

Когда дочь заболела дизентерией, их положили в больницу. В одной комнате, перегороженной веревкой и простынёй, лежали и больные дифтерией. Из двенадцати детей десять умерли, и тогда Алла поняла, что ребенка надо спасать. Как-то дозвонились мужу, ему выписали билеты, документы, и прямо из больницы они попали в поезд, отправлявшийся в Россию. В дороге дочке стало лучше.

 

Первое землетрясение Алла пережила в Термезе. Сразу даже не поняла, почему вода в арыках стала вдруг резко колыхаться. А потом, когда их домик разделился, она, схватив ребенка, выбежала на улицу. И на Камчатке тоже трясло. Когда толчки бывали не очень продолжительными, иногда даже не успевали выскочить из дома. Но случались и сильные. Когда на дымящейся сопке разверзалась земля, то дома проваливались в щель. У них всегда валенки стояли наготове, чтоб сразу выскочить из помещения. Что и говорить, многое повидали.

 

Николай Корнеевич был человеком удивительной скромности, и с личными просьбами никогда не обращался к начальству. Поэтому семья подолгу жила там, куда другие не хотели ехать.

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ РОССИЮ

 

Алла Ивановна, проходившая службу вместе с мужем, никогда не пожалела, что вышла замуж за военного. Во-первых, увидела всю Россию от Кубани до Камчатки, побывала в Узбекистане. Но ее всегда окружали добрые, заботливые люди, готовые поделиться последним. А рядом с такими людьми все трудности нипочем.

 

У Николая Корнеевича в юности не было возможности учиться, но как только поблизости оказалась школа, он закончил десятый класс, и его тут же послали в академию связи в Ленинград. Семью он взял собой. С квартирами в северной столице было сложновато. Первое время ютились в одной комнате с хозяйкой. В Ленинграде у них родился Саша. В выходные они гуляли по набережной Невы, ходили в театры. Николай Корнеевич, любивший высокое искусство, стремился в оперу, театр, музеи и выставки.

 

 

ВРЕМЯ ДЛЯ ВОСПОМИНАНИЙ

 

Шло время. В 1958 году Петр Корнеевич, получив 3-ю группу инвалидности, вынужден был сменить работу. Пошел работать киоскером в союзпечать. И здесь он умудрялся работать лучше всех. Теперь они часто встречались с братом, когда тот приезжал в отпуск. Вспоминали трудные годы, пытались найти объяснение тем страшным событиям – и не находили. Но обиду не держали. Остались живы - и это главное, слава Богу! Дети Петра уважали Николая за ученость, а дочь и сыновья Николая любили дядю Петю за трудолюбие и доброту. И теперь, когда оба ушли из жизни, вспоминают добрым словом.

 

Архив новостей
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
На Май
7
- День радио, Тиховские поминовения
8
- Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца
9
- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
12
- Международный день медицинских сестер
13
- День Черноморского флота ВМФ России
15
- Международный день семьи
17
- Всемирный день борьбы с гипертонией
18
- Международный день музеев
19
- День рождения пионерской организации, День фармацевта
24
- День славянской письменности и культуры, День кадровика
25
- Праздник последнего школьного звонка
26
- День российского предпринимательства
27
- Общероссийский день библиотек, День сварщика
28
- День пограничника
29
- День юриста Краснодарского края
31
- Всемирный день без табака, День адвокатуры России, День подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ

Православный календарь

8
- Апостола и евангелиста Марка
9
- Поминовение усопших воинов
21
- Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
24
- Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских
Погода
Староминская 
Реклама