ИСПОЛНИЛОСЬ пять лет судьбоносному событию в новейшей истории России. 18 марта 2014 года Республика Крым, располагавшаяся в административных границах Украины, вернулась в Россию. А множество событий, произошедших за последние два месяца того года, объединили понятием «Крымская весна». Пятилетие Крыма и Севастополя в составе России отметили масштабно — по всей стране прошел фестиваль «Крымская весна», посвященный возвращению полуострова. Ведь Крым – исконно российская земля, обильно политая кровью и потом наших граждан, любимый, неповторимый край родной земли, овеянный воинской славой и талантливо воспетый поэтами. Пятилетняя история после возвращения полуострова – это история возрождения, строительства и надежды на прекрасное будущее.

 

Сегодня мы публикуем выдержки из письма нашего постоянного читателя Дмитрия Сергеевича Петренко, проживающего по ул. Комсомольской.

«Хочу рассказать Вам о необъяснимых событиях и исторических совпадениях, связанных с Крымом,  моим отцом, со мною и нашими родными. Отец мой -  Сергей Александрович  Петренко - родился в 1906 году в семье зажиточного крестьянина, грамотного по тем временам и очень верующего человека, который совершал паломничества по святым местам, даже побывал в Константинополе (ныне Стамбул, Турция) и Палестине, и, как я предполагаю, путь его проходил через Крым. 

В первые дни Великой Отечественной войны отец мобилизован в Киевский военный  округ. Был пулеметчиком. Участвовал в сражениях на «Голубой линии», в освобождении Керчи и Севастополя, штурме и взятии Сапун-Горы… 

В ноябре 1965 года меня тоже  призвали в ряды Советской армии. И попал я в тот же самый Киевский военный округ. В те самые места, которые двадцать лет  назад освобождал мой отец - в Крым. Вместе со мною одновременно призывались и другие староминчане: Иван Кривич, Вячеслав Мороз, Григорий Солод, Владимир Калий. В 1967 году ряды нашей части пополнил еще один земляк - Виктор Мироненко.

В Симферополе Вячеслава направили в сержантскую школу в Евпаторию, а нас четверых - в Симферопольский ракетно-зенитный полк противовоздушной обороны. Перед входом на воротах крупными буквами написано «Войска ПВО и в мирное время несут боевое дежурство!» Впервые попав с солдатскую столовую, мы были удивлены: все выглядело красиво, аппетитно, а главное, калорийно. В меню - даже кофе с  пирожным. Как позже выяснилось, это был День ракетных войск и артиллерии.

Во время карантина нас возили на уборку территории технического дивизиона недалеко от Симферополя. Вскоре распределили по точкам: Володя Калий остался в полку - телеграфистом, Гриша Солод направлен в Евпаторию, я и Кривич Иван – в четвертый дивизион, который располагался под поселком Советским (станция Краснофлотская). В начале нашей службы все афиши и вывески были на русском языке, а к окончанию, после того как Хрущев подарил Крым Украине, все писалось  лишь на украинском. Стали строить новые поселки и заселять их переселенцами из   Украины.

Вскоре меня зачислили в радиолокационную инженерно-техническую батарею на должность старшего дизелиста электростанций, Ивана Кривича - в стартовую батарею. И началась военная служба. Много времени отводилось на строевую, физическую, политическую и техническую подготовку, в том числе отработку навыков в управлении агрегатами и пультами управления. 

В летные дни, используя приборы и компьютеры, мы всегда сопровождали на аэродроме самолеты. А во время учений все цели в радиусе нашего поражения находились под наблюдением круглые сутки. Нередко тревожили турецкие самолеты, пролетавшие над нейтральными водами Черного моря возле наших границ. Позже мы участвовали в боевых дежурствах. При объявлении тревоги или готовности № 1 мчались на станцию и буквально за полчаса приводили ее в боевое состояние. Случалось, что тревога объявлялась до десяти раз в сутки, причем независимо от того, был это день или ночь. После демобилизации мне часто снилась команда «Готовность № 1!» или вой боевой сирены, и тогда я вскакивал с кровати. 

На втором году службы мне присвоили звание «Отличник Советской армии» и к новому году объявили десятидневный отпуск. В 1967 году я сдал экзамены, что позволяло мне обслуживать электроустановки с напряжением выше 1000 вольт. Обычно наши дивизионы ездили на международный полигон Варшавского договора поочередно, через три года на четвертый. Но в шестьдесят седьмом была какая-то заварушка на ближнем Востоке, из-за этого второй дивизион свернули, погрузили на железнодорожные платформы и увезли. А нас внепланово сокращенным составом, в который входил и я - дизелист электростанции, направили на полигон для участия в боевых полковых стрельбах. Высадились и разгрузились в Астраханских песках на станции «Ашулук». В настоящее время там находится 42-й учебный центр боевой подготовки зенитно-ракетных войск. До предназначенных для стрельбы площадок добирались по пескам более сотни километров и повстречали единственного  аксакала с верблюдом… 

Несмотря на то что техника была изрядно устаревшая, мы приложили максимум усилий, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранными   наблюдателями. А их было немало! И если отец встречался с ними как с врагами, то в наше время согласно Варшавскому  договору они считались союзниками по оружию. 

Не буду описывать стрельбы, наше ликование  по поводу сбитой ракеты и небольшого радиоуправляемого самолета. Скажу одно: на офицерских погонах появилось еще по одной звездочке, а у сержантов - по лычке. Мне же, в числе других, был объявлен двухнедельный отпуск, и это уже второй за время службы. 

А в апреле шестьдесят восьмого, в день Пасхи, выходит приказ министерства обороны о сокращении срока службы с трех лет до двух. Нашу радость не передать словами: ведь мы уже отслужили по два с половиной года, значит, скоро домой! Но не тут-то было. Нас, несколько  десятков дембелей, уже сидевших на чемоданах, перебросили под Севастополь на военный аэродром. Там шла реконструкция и завершалось строительство ангаров для самолетов-перехватчиков. Нам пришлось участвовать в подведении коммуникаций и в пуско-наладочных работах. В состав комиссии, принимавшей аэродром, входили маршалы Батов и Батицкий,     генерал армии,  четырежды герой СССР легендарный летчик-истребитель Покрышкин. Буквально на следующий день после приемки нас отправили к месту несения службы…

Севастополь был виден с горы, как на ладони, особенно ночью. Несмотря на запреты пограничников,  мы ухитрялись покупаться в Черном море. Даже  наблюдали за всплытием подводной лодки. Надеялся посмотреть панораму штурма Сапун-горы. С большим трудом, ссылаясь на то, что отец ее отвоевывал у немцев, выпросил увольнительную. Мечтал рассказать отцу, как она стала выглядеть. Но не судьба. При мне  не было парадной формы, я       где-то достал чужую. Но меня остановили на КПП и отобрали увольнительную  за то, что на погонах не было лычки... 

На очередную годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне  ко мне в гости приезжал отец с братьями. Командир дивизиона, когда мне пришлось просить у него внеочередное увольнение, поинтересовался причиной. Узнав, где остановились  мои родственники, навестил их и долго беседовал.  Офицера впечатлили не только боевые ордена и медали моего отца, но и его  рассказ об участии в освобождении Крыма. Позже посыльный принес нам пригласительные билеты на торжественный концерт в поселковый Дом культуры. А на следующий день после отъезда родных замполит дивизиона поинтересовался, где находится мой отец. Оказывается, командиром дивизиона было отдано распоряжение об организации его встречи с личным составом. Нам даже был выделен автомобиль для поездки по местам боевых сражений отца.  Но увы, судьба вновь не позволила побывать на Сапун-горе…

Со мной служили в основном украинцы. Я очень сдружился с одним из них. После  демобилизации мы переписывались и даже побывали друг у друга  в гостях… 

Даже после демобилизации моя связь с полуостровом продолжалась: восемь раз пересекал Керченский пролив на паромах. Позже в Крыму побывали и другие родственники. 

Прошло полвека. И наконец-то справедливость восторжествовала: Крым стал Российским - нашим, родным и близким. Сегодня живу мечтой - проехать по построенному  через Керченский пролив мосту. Хочется посмотреть на грандиозное сооружение, побывать на Сапун-Горе и возложить цветы на могилы тех, кто погиб при ее штурме,  помянуть всех, кто освобождал полуостров от немецких захватчиков…» 

Подготовила Елена КОНОВАЛОВА.

 

Архив новостей
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
На Апрель
1
– День смеха
2
– Международный день детской книги
6
210 лет со дня рождения Александра Ивановича Герцена (1812-1870), русского писателя, философа, общественного деятеля
7
– Всемирный день здоровья, День косметолога
8
– День сотрудников военных комиссариатов
11
– Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
12
– День космонавтики
13
– День мецената и благотворителя России
17
– День ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск
18
– Международный день памятников и исторических мест
19
День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи
20
– День донора России
21
– День местного самоуправления, День главного бухгалтера в России
22
– Международный день Матери-Земли
23
– Всемирный день книги
26
– День реабилитации кубанского казачества, День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
28
- Всемирный день охраны труда, День работников скорой медицинской помощи
29
- Международный день танца
30
- День пожарной охраны, Международный день ветеринарного врача
30 лет со времен создания краевой «Книги Памяти»

Православный календарь

1
– праздник Смоленской иконы Божией матери «Умиление»
4
- праздник иконы Божией матери «Изборская»
7
- Благовещение Пресвятой Богородицы
16
– Лазарева суббота
17
– Вербное воскресенье
21
– Чистый четверг
22
– Страстная пятница
23
– Великая суббота
24
- Пасха
Погода
Староминская 
Реклама